SYSTEM SERVICE EXCEPTION nktoskrnl.exe 0x0000003b
Столкнулся с проблемой синего экрана на Windows 10 с ошибкой SYSTEM SERVICE EXCEPTION. Отмечу, что ноутбук ранее работал без каких-либо капризов, но в один прекрасный день стал периодически выбивать BSOD с одной и той же вышеуказанной ошибкой.
Решение своей проблемы опишу ниже, но сначала отмечу весь процесс манипуляций и то, как был выявлен виновник синего экрана.
Не стал вдаваться в подробности источника BSOD, решил просто вернуть операционную систему Windows 10 в исходное состояние до заводских настроек. После завершения восстановления ОС, посмотрел версию Windows 10, оказалась 1903 (Март 2019), при том, что ноутбук 2016 года выпуска. То есть в одном из обновлений система обновила и заводскую оболочку для отката. Синий экран периодически также выбивало.
Далее отформатировал жесткий диск и совершил чистую установку Windows 10. Установил все драйвера, синяк периодически напоминал о себе.
Выявление причины BSOD
Теперь необходимо было выявить причину синяка SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION. Для этого воспользовался программой BlueScreenView. Он позволяет обнаружить файл, который вызывает экран смерти, и его код ошибки.
После запуска Блюскрин, программа считала сохранившиеся дампы по адресу C:\WINDOWS\Minidump\ и вот, что показала:
- Ошибка категории SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION, код 0x0000003b, файл (драйвер, вызывающий ошибку) nktoskrnl.exe.
Указанный файл .exe или .sys трактует множество возможных причин. По этой причине не стал следовать им, а решил положиться на свой опыт. Для начала проверил HDD, — состояние отличное; затем протестировал оперативную память, — без дефектов; нагрузил процессор с помощью AIDA64, — тоже все ок.
Заметил закономерность выбивания BSOD «SYSTEM SERVICE EXCEPTION», это стабильно происходило после одной и той же манипуляции: как только Windows загружалась до рабочего стола, я сразу же вызывал Диспетчер задач с помощью комбинации клавиш Alt+Shift+Esc, тем самым попадал во вкладку «Процессы», далее мгновенно кликал на следующую вкладку «Производительность«, на что получал синий экран. Если просто открывать первую страницу Диспетчера задач, то все в порядке. Так же если подождать загрузки всех данных, после чего открыть «Производительность», то тоже все ок. Чтобы выбил синяк, необходимо делать все очень быстро, как описано выше. Этот метод позволил улавливать синий экран в течении минуты, а не ожидать его в процессе работы в течении дня.
Стал сравнивать какие устройства задействованы в первой вкладке, а какие во второй. Во вкладке «Производительность» присутствовали дополнительно видеокарты Intel и Nvidia, значит предположительно при чтении информации с этих устройств вылетает экран смерти. С интегрированными видеокартами Intel, как правило, проблем нет, поэтому стал копать в сторону дискретной Nvidia. Перебрал разные драйвера со сборок DPS и Snippet Driver, но все без толку. Делаю вывод, что, если проблема не в видеодрайвере, то скорее всего в аппаратной части видеокарты…
Решение SYSTEM SERVICE EXCEPTION
Посетил страницу производителя nvidia.com и скачал драйвер для своей видеокарты Nvidia Geforce 920 (вот статья о том, как определить какая видеокарта установлена) инсталлировал, перезагрузил ноутбук. На этом все, ошибка SYSTEM SERVICE EXCEPTION больше не тревожила.
Отмечу, что при запуске BlueScreenView важно обращать внимание на файл, что вызывает сбой. Иногда он прямо говорит, с каким устройством связан казус, например: dxgkrnl.sys, nvlddmkm.sys, atikmdag.sys — это все файлы драйверов видеокарты; netio.sys — драйвер сетевых программ; ks.sys — при запуске Skype и тд. В моем случае такой подсказки не было, поэтому выявлять причину было сложней.
BSOD SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION с кодом 0x0000003b может быть вызван в любой Windows 10/8/7. Для версий Windows 7 ошибку можно попробовать решить с помощью компонента обновления KB980932, для XP — KB941410. Это своеобразная заглушка от данного синего экрана, но нет гарантии, что поможет.