SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION nktoskrnl.exe 0x0000003b
Столкнулся с проблемой синего экрана на Windows 10 с ошибкой SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION. Отмечу, что ноутбук ранее работал без каких-либо капризов, но в один прекрасный день стал периодически выбивать BSOD с одной и той же вышеуказанной ошибкой.
Решение своей проблемы опишу ниже, но сначала отмечу весь процесс манипуляций и то, как был выявлен виновник синего экрана.
Не стал вдаваться в подробности источника BSOD, решил просто вернуть операционную систему Windows 10 в исходное состояние до заводских настроек. После завершения восстановления ОС, посмотрел версию Windows 10, оказалась 1903 (Март 2019), при том, что ноутбук 2016 года выпуска, то есть в одном из обновлений система обновила и заводскую оболочку для отката. Синий экран периодически также выбивало.
Далее отформатировал жесткий диск и совершил чистую установку Windows 10. Установил все драйвера, синяк периодически напоминал о себе. Теперь необходимо было выявить причину синяка SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION. Для этого воспользовался программой BlueScreenView, он позволяет обнаружить файл, который вызывает экран смерти, и его код ошибки.
После запуска Блюскрин, программа считала сохранившиеся дампы по адресу C:\WINDOWS\Minidump\ и вот, что показало: Ошибка категории SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION, код 0x0000003b, файл (драйвер, вызывающий ошибку) nktoskrnl.exe.
Указанный файл .exe или .sys трактует множество возможных причин, поэтому не стал следовать им, а решил положиться на свой опыт. Для начала проверил HDD, — состояние отличное; затем протестировал оперативную память, — без дефектов; нагрузил процессор с помощью AIDA64, — тоже все ок.
Заметил закономерность выбивания BSOD «SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION», это стабильно происходило после одной и той же манипуляции: как только Windows загружалась до рабочего стола, я сразу же вызывал Диспетчер задач с помощью комбинации клавиш Alt+Shift+Esc, тем самым попадал во вкладку «Процессы», далее мгновенно кликал на следующую вкладку «Производительность«, на что получал синий экран. Если просто открывать первую страницу Диспетчера задач, то все в порядке, и если подождать загрузки всех данных, после чего открыть «Производительность», то тоже все ок. Чтобы выбил синяк, необходимо делать все очень быстро, как описано выше. Этот метод позволил улавливать синий экран в течении минуты, а не ожидать его в процессе работы в течении дня.
Стал сравнивать какие устройства задействованы в первой вкладке, а какие во второй. Во вкладке «Производительность» присутствовали дополнительно видеокарты Intel и Nvidia, значит предположительно при чтении информации с этих устройств вылетает экран смерти. С интегрированными видеокартами Intel, как правило, проблем нет, поэтому стал копать в сторону дискретной Nvidia. Перебрал разные драйвера со сборок DPS и Snippet Driver, но все без толку. Делаю вывод, что, если проблема не в видеодрайвере, то скорее всего в аппаратной части видеокарты…
Решение
Посетил страницу производителя nvidia.com и скачал драйвер для своей видеокарты Nvidia Geforce 920 (вот статья о том, как определить какая видеокарта установлена) инсталлировал, перезагрузил ноутбук. На этом все, ошибка SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION больше не тревожила.
Отмечу, что при запуске BlueScreenView важно обращать внимание на файл, что вызывает сбой, иногда он прямо говорит, с каким устройством связан казус, например: dxgkrnl.sys, nvlddmkm.sys, atikmdag.sys — это все файлы драйверов видеокарты; netio.sys — драйвер сетевых программ; ks.sys — при запуске Skype и тд. В моем случае такой подсказки не было, поэтому выявлять причину было сложней.
BSOD SYSTEM_SERVICE_EXCEPTION с кодом 0x0000003b может быть вызван в любой Windows 10/8/7. Для версий Windows 7 ошибку можно попробовать решить с помощью компонента обновления KB980932, для XP — KB941410, — это своеобразная заглушка от данного синего экрана, но нет гарантии, что поможет.